На фотографиях наши Учителя

 

 

 

"Балет это один из наиболее прекрасных способов выражения послания"  Роберт Бертон

Заметка 7  Балетная трилогия пробуждения*

     

* очерк родился под влиянием Р. Э. Бёртона, который однажды назвал то, что рождается в шишковидной железе «спящей красавицей» и порекомендовал в канун 2000 года всем студентам с детьми посмотреть балет «Щелкунчик».

 

     В конце 19 века влияние С свело вместе Мариуса Петипа и Петра Чайковского для того, чтобы рожденные ими сказочные балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» помогали студентам нашей Школы пробудиться.

 

       Ниже приведены либретто перечисленных балетов, изложенные на языке Г.И. Гуржиева, П.Успенского, и Р. Эрл Бертона 

                                                       

Балет «Лебединое озеро».

 

     1 акт. Мы в царстве инстинктивного короля, которое «управляется» Шутом крестовой масти. Интеллектуальный Центр в виде Наставника с трудом пробивается к Принцу. Шут спаивает его вином, отвлекает молоденькими девушками … и в конце 1-го акта Наставник сдается.

 

     Принц (управляющий) полностью во власти инстинктивного центра. Однако, отпустив множество «я» Принц слышит звучащую в нем и в нас музыкальную тему тоскующей в плену 2-го состояния Души и отправляется вооруженный арбалетом вершить преступление (см. Заметку 6) и искать путь к своей Душе.

 

         2 акт. Царство Ночи, здесь правит черный Властелин. Тонкость материи Души символизируются лебедями.

Корона - символ высшего центра. В этом мире все как бы спит.

 

В царстве сна появляется разрушительный Принц (читайте Принцип), он будит принцессу и её окружение.

 

Звучит музыкальная тема Души (соло скрипки), взлетают звуки музыки, принцесса пытается взлететь с помощью принца, но вяло как бы во сне (в этом мире нет пробуждения).

 

Приближается рассвет. Принц клянется, видения рассеиваются.

 

     3 акт. Мы вновь в царстве инстинктивного центра. Крестовый Шут правит бал. Принц присутствует, он зритель. Череда танцев различных национальностей показывает нам, что инстинктивный центр питается национальными чертами. Появляются незваные гости, в чёрных одеждах.

 

     Привлекающая внимание Принца Гостья (девятка крестей),  полностью подчинена Властелину царства ночи (Король Крестей). Гости очаровывают и вводят в  заблуждение Принца, он забывает о Душе, клянется в верности наваждению.

 

   4 акт. В мире души появились черные одеяния. Возникает Принц, он будит Принцессу и её свиту.

 

Однако, душа по-прежнему пассивна и печальна. Появляется черный властелин. Борьба. Душа выбирает Принца и как бы умирает. Принц разрывает Черного Властелина. Наступает рассвет.

 

(В версии Григоровича Принц терпит поражение, душа остается в астральном мире).

Балет «Щелкунчик»

 

     1акт. Новогодний бал. Мы в мире сущности и человеческой механики. В этом мире множества «я», Волшебник усмиряет толпы воинствующих «я», оживляет (заводит) различные механические части, они оживают и становятся очень привлекательными «я».

 

       Героиня (девятка червей) обращает внимание на механическую часть, способную раскалывать орешки (знания), к интеллектуальному центру. Она притягивается к Щелкунчику, так как видит в нем задатки Принца (Управляющего).

 

     2акт. Мир души. Девятка червей не развита, её одолевает множество инстинктивных «я» в образе мышей.

 

Интеллектуальный центр подключает к борьбе рабочие «Я» (солдатики), которые обстреливают мышей новыми отношениями, борьба идет с переменным успехом, однако, на новый год всё возможно и Щелкунчику удается сразить Инстинктивного короля.

 

     Картина меняется, появляется Принц (управляющий), он приглашает Героиню в Путешествие на небесной ладье.

 

Идет процесс кристаллизации, выраженный чудесной музыкой и танцем снежинок.

 

Стоит Девятке червей остаться одной, инстинктивные «я» и в этом мире в виде летучих мышей достигают её, появляется Принц и Мир просветляется.

 

     3 акт. Бал. На бале присутствуют Принц и Принцесса(высший интеллектуальный и эмоциональный центры). Они питаются впечатлениями различных культур: восточной, китайской, русской, европейской.

 

     Четыре танца символизируют четыре бессловесных дыхания.

 

Чарующая музыка П. И. Чайковского   и танцы Принца и Принцессы, символизируют гармонию Высших центров.

 

   Балет «Спящая красавица»

 

1 акт. Рождение души. В рождении принимают участие 5 фей, символизирующих 5 процессов.

 

Феями и всем, что происходит в этом балете, управляет высокая коронованная сущность, называемая

СИ-РЕ-нь, способная преодолевать интервал СИ-ДО и реализующая свойства ноты Ре высшей ангельской октавы четырех бессловесных дыханий.

 

     Похоже, без 6-го процесса эволюция Души не возможна и на сцену врывается, опираясь на инстинктивные части низших центров, Фея Порчи, клянется себя проявить. Си-ре-нь её усмиряет.

 

2-акт.   Мир сущности, символизируется танцем цветов. Принцесса в короне (Душа), опираясь на 4 низших центра (королевичи) радуется жизни.

 

В сольном танце, повторяя движения 5 Фей, она утверждает свое высокое предназначение.

 

Порча открывает свое лицо. Укол. Появляется Си-рень, все засыпают. Компромисс высших сил: Душа осваивает процесс Порчи во сне второго состояния.

 

3-акт. Мир низших центров. На сцене управляющий - удачливый охотник, меткий стрелок, способный освободиться от множества "я" (вспомнили "Лебединое озеро").

 

     Появляется Си-рень указывает наверх и вокруг, открывая настоящее, показывает видение Принцессы.

 

Танец Принца и Принцессы вновь напоминает "Лебединое озеро". Видение исчезает, Си-рень приглашает Охотника на небесную ладью (вспомнили "Щелкунчик").

 

4-акт. Царство спящей красавицы, сон охраняет Порча с прислужниками. Появляется Си-рень, указывающая путь Принцу.

 

Принц (управляющий) с трубой и мечом сражается с множеством инстинктивных "я", целует Принцессу, она пробуждается… и будит свои "я".

 

5-акт. Бал. Принц и Принцесса принимают гостей, питавших их сущность. Это персонажи сказок, 5 Фей (5 процессов) и влияние С (Сирень).

 

Чудесная музыка, возвышенный и проникновенный танец героев дают нам возможность символически проникнуть в мир пробужденных высших центров.

Усвоив символический язык упомянутых балетов, вы без труда составите Школьное либретто оперы П.И.Чайковского «Иоланта», которая повествует о пробуждении через эмоциональный центр. (Любопытно, что первая постановка оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик» проходила в 1892 г. в один спектакль.)

 

     На масштабе внутренней работы «Лебединое озеро» это неудавшаяся последовательность.

 

     В «Щелкунчике» с помощью Волшебника, а в «Спящей красавице» с помощью Феи, Герои последовательно преодолевают препятствия низшей сути и оказываются на Балу четырех бессловесных дыханий в преображенном виде Высших Центров.

 

   Желаю Вам с присутствием www.beingpresent.org  пересмотреть эти чудесные балеты, символический язык музыки и танцев которых, близок и понятен нашим Высшим Центрам.